МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ДЕТСКАЯ ШКОЛА ТЕАТРАЛЬНЫХ ИСКУССТВ "БРАВО"

Кузьмина Алёна Яковлевна

Окончила Пермскую государственную академию искусства и культуры (ПГАИК) по специальности «Народное художественное творчество», специализация «Хореография» в 2015 году.  Алёна Яковлевна прошла курсы повышения квалификации по направлениям «Современный эстрадный танец, джаз-модерн, афростиль» от хореографа Джеффри Картера, США. Также проходила всевозможные мастер-классы по современным танцевальным направлениям от российских хореографов.

12 лет являлась участницей и солисткой Образцового ансамбля классического танца «Золушка», затем ансамбля народного танца ПГАИК «Весляна». В составе ансамблей принимала участие в театральных постановках и театрализованных представлениях, становилась лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов в г. Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Ижевске.

Ведет педагогическую и постановочную деятельность с 2013 года. Являлась педагогом-хореографом детского танцевального коллектива «Карамель», обучала детей разных возрастов классическому танцу, джаз-модерну, импровизации и ставила концертные номера. Параллельно работала в Академии искусств для детей и взрослых при ПГАИК с детьми от 2 до 5 лет, обучала детей в игровой форме ритмике, гимнастике и основам хореографии, ставила концертные номера.

С 2014 года стала педагогом Гимназии им. С.П. Дягилева, обучала детей основам классического танца, ритмике и балетной гимнастике, являлась хореографом-постановщиком концертных номеров и педагогом-репетитором к спектаклям «Щелкунчик» и «Спящая  красавица».

С 2015 года являюсь педагогом по танцу Детской школы театральных искусств «Браво».

МЕТОДЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия
хореографического коллектива «Авансцена»

 

 

 

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

городского округа Королёв Московской области «Детская школа театральных искусств «Браво» (МБУДО «Браво»)

 Предмет: современный танец

 Педагог дополнительного образования: Кузьмина Алёна Яковлевна

 Тема занятия: «Развитие координации движения в джаз-модерн танце»

  Тип занятия: закрепления знаний, выработки умений и навыков.

  Целевая аудитория: обучающиеся младшего школьного возраста.

 Год обучения: 2-й

 Продолжительность занятия: 90 мин (2 академических часа)

  Цель занятия: улучшение координации движений и танцевальной выразительности учащихся путем повторения и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.

 Задачи занятия:

 Образовательные:
— закрепление знаний, умений и навыков;
— улучшение исполнения движений;
— развитие интереса учащихся к хореографическому искусству.

 

Развивающие:
— развитие координации движений;
— укрепление опорно-двигательного аппарата;
— развитие выносливости;
— раскрепощение учащихся.

 

Воспитательные:
— формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
— формирование чувства ответственности;
— активизация творческих способностей;

 

Основные методы работы:
— наглядный (практический показ);
— словесный (объяснение, беседа).

 
  Средства обучения:
— магнитофон;
— гимнастические коврики

 

Педагогические технологии:
— здоровьесберегающая технология;
— личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

 

Межпредметные связи:
— гимнастика;
— слушание музыки.

 План занятия.

 

1. Вводная часть урока (5-10 мин.)

 — поклон педагогу;
— обозначение темы и цели урока;
— беседа о значении координации в джаз-модерн танце.

 

2. Подготовительная часть урока (5 мин.)

  warm-up;

 

3. Основная часть урока (50 мин.)
— экзерсис на середине зала*;

  cross;

 — танцевальная комбинация, импровизация;

 

4. Заключительная часть урока (15 мин.)

  — растяжка;

  — поклон педагогу;

 

*перерыв 5 мин. между экзерсисом и cross.

  Конспект занятия.

 

1. Вводная часть.

 ·         Поклон педагогу

 ·         Обозначение темы и цели урока

 ·         Рассказ о значении координации в джаз-модерн танце.

 Танец – один из самых сложных и интересных видов искусств. Самым главным в танце является, по моему мнению, не выдающиеся природные физические данные – шаг, выворотность, прыжок – а координация. Если ученик обладает природной координацией движений, ему будет даваться любая пластика, он будет справляться с любыми сложностями, даже не имея выдающихся физических данных.

 Говоря о координации движений, мы имеем в виду согласованную деятельность разных частей тела. Позы, движения, а особенно переходы между ними требуют высокой координации движений, которой можно добиться только усиленными тренировками. В джаз-модерн танце координация отличается от нее же в классическом или народном танце. Это направление танца имеют большую степень свободы, и это качество в одно и  то же время облегчает и усложняет задачу танцовщика. С одной стороны, здесь есть место свободной пластике, расслабленным положениям корпуса и т.д., а с другой, джаз-модерн требует абсолютного владения своим телом, каждой его мышцей.

 2. Подготовительная часть.

 

·         Warm-up (разогрев). Подготовка всех частей тела к работе

 

3. Основная часть.

 

 ·         Экзерсис на середине зала

 

-          Demi et grand plie

 

-          Battement tendu et battement tendu jete

 

-          Ronde de jambe par terre

 

-          Battement fondu

 

-          Grand battement jete

 

 ·         Cross

 

-          Вращения на середине зала

 

-          Вращения по диагонали

 

-          Прыжки

 

·         Танцевальная комбинация на заданную музыку с последующей импровизацией.

 

 4. Заключительная часть.

          Растяжка

 ·         Построение учеников на поклон

 ·         Обсуждение реализации цели, достигнутой в начале уроке.

 ·         Поклон педагогу

5. Самоанализ занятия.

 

Реализация цели, эффективность занятия: обучающиеся показали улучшенный  уровень владения телом,  координации движений и танцевальной выразительности. Были исполнены сложнокоординационные элементы, такие как вращения, прыжки. С программой справились все обучающиеся. 

 

Система работы учащихся: организованность, активность, уровень творчества: обучающиеся справились с поставленными задачами, на уроке поддерживалась дисциплина, несколько учеников проявляли активность в уроке: задавали вопросы, уточняли правила исполнения того или иного элемента. В части комбинаций акцент был на техничном исполнении, эмоциональность и наполненность проявились в особенности в развернутых комбинациях. В части урока «импровизация» каждый из учеников проявил себя как самостоятельная творческая единица, интерпретация созданных ими образов происходила в соответствии с подобранным педагогом музыкальным материалом.

Примеры упражнений

 координация

плавность

резкость

элевация

вращение

танцевальная и музыкальная выразительность

Battement tendu

Demi et grand plie

Battement tendu

Pas saute, temps leve

Tour по VI позиции

Танцевальная комбинация

Battement tendu jete

 Ronde de jambe par terre

Battement tendu jete

Sissonne simple

Tour по IV позиции

Импровизация

Grand battement jete

Battement fondu

 

Трамплинные прыжки

Tour chaines

 

Танцевальная комбинация

Танцевальная комбинация

 

 

 

 

Pas saute, temps leve

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               Приложение 1

Таблица 1. «Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств танцора»

 

 Диаграмма 1. «Распределение упражнений по типу воздействия

 

на развитие качеств танцора»

 

Хореографическая композиция «Мегаполис»

 

(фрагмент спектакля-ревю «Время…Дождь»

 

Условные обозначения

 

Автор музыки: группа «Bel Suono»

 

Хореограф-постановщик: Кузьмина А.Я.

 

Солисты: Васькина В., Малышев В.

 

Исполнители: Титова А., Кадирова Е., Савельева В., Морякова А., Козлитина Е., Нажмеддинова А., Иванова В., Самойлова А., Кулькова А.

 

Музыкальный размер 2/4

 

В глубине сцены вдоль задника спиной сидят 4 человека (старшая группа, три девочки и мальчик), головы опущены вниз. В центре на их уровне лицом к зрителю солистка стоит по II прямой позиции.

 

Вступление. 16 тактов солистка с помощью актерской игры воплощает образ девушки, радующейся первым каплям дождя,  смывающего  всё горе и беды.

 

8 тактов: солистка в характере танцевальной импровизации метается по площадке сцены, занимая собой центральную и верхнюю её часть. В импровизации она использует различные pas chasse, chaines и т.д. В  это же время на сцене появляется младшая группа детей – 6 человек. Исполнители  выходят на сцену комбинацией, выполненной каноном, на каждый последующий музыкальный такт, все с  левой стороны площадки.  1 человек выходит из дальней кулисы по диагонали,  2-й – из средней кулисы по прямой линии, 3-й выходит из первой кулисы по прямой линии, 4-й из второй по прямой линии, 5-й из третьей  кулисы спиной, 6-й из второй по прямой линии.

 

 

 

 Схема комбинации:

 

2 такта (4 счета) – 4 переменных шага по VI позиции с правой ноги, третий шаг каждого переменного  с поднятием работающей ноги на passé. Руки опущены вдоль тела, подбородок приподнят. 1 счет – полуповорот мелкими переступаниями по II прямой позиции с окончанием в demi plie. 1 счет – pas sauté по II прямой позиции, прямой корпус немного наклонен вперед по диагонали, голова опущена вниз. 2 счета – два шага с правой ноги назад по IV прямой позиции, второй шаг с окончанием на полупалец, корпус прогибается под лопатками, голова приподнята.На последний такт паузы в оказавшейся последней позе, затем разбег на совместную с солисткой комбинацию.                                                                                                                                  

 

 Схема комбинации (исполняют 6 девочек и солистка):

 

½ такта (счет «раз») – releve по IV позиции с п.н. в III арабеск в т.8, голова приподнята наверх, взгляд за рукой. «Два»– pas saute по IV позиции, руки, опускаясь через подготовительное положение, поднимаются во II позиции, локти смотрят вверх. «Три, четыре» – поворот «винт» на правой ноге в demi plie до т.1, руки опущены вдоль тела. «Пять» – releve-перекат с правой ноги на левую, руки делают круг справа налево. «Шесть» - Переход на п.н., л.н. поднимается a la second на 90 градусов, л.р. в I позиции, пр.р. во II позиции (обе в положении allonge). «Семь» - кувырок с л.н., замах п.н. «Восемь» - перекат вправо, стопы не отрываются от пола. «Раз» - «уголок» на подъемах (руки и подъемы стоп на полу, угол 60 градусов) в т.7. «Два» - первая линия: положение лежа на животе, подготовка к перекату, вторая линия: положение сидя на коленях на ширине плеч. «Три, четыре» - п.л.: перекат через плечо с прямыми ногами в положение сидя, стопы натянуты, в.л.: прогиб справа налево. «Пять» - резкий подъем головы в.л., «шесть» - резкий поворот корпуса и головы направо п.л., ноги сгибаются в коленях. «Семь, восемь» - переход в положение для подготовки к прыжку slide в т.2, п.р. наверху в положении allonge. «Раз, два» - slide c л.н. с последующим поворотом в т.1. «Три, четыре» - шаг п.н. накрест, sissonne л.н. a la second на 90 градусов, руки в прыжке во II джазовой позиции. «Пять» - прыжок «винт» с поворота в поворот, руки в положении «V» в т.2, «шесть» - releve по IV прямой позиции с п.н., круговое движение руками сзади вперед. «Семь, восемь» - двойное plie по IV п. «Раз» - волна корпусом и переход в I арабеск, голова приподнята за рукой. «Два» - круг п.р. сзади вперед, голова за работающей рукой, «три» - ноги по VI п. в т.1, проведение п.р. по л.р., голова за руками, «четыре» - п.р. «выброс» в т.2., голова и корпус за рукой. «Пять» - pas chasse с л.н., п.р.  круг до III п. «Шесть» - tour soutenu, п.р. через подг.п. в III п. «Семь, восемь» - переход 6 девочек танцевальным бегом в правую часть сцены.

 

В это время, солистка отбегает в глубину сцены к четверке, становясь справа от них, они в свою очередь медленно встают на 4 такта. Затем на 2 такта от крайнего правого человека (солиста) исполняют волну слева направо верхним грудным отделом и головой. Когда волна доходит до солистки, она резко падает вниз-вправо, затем солистка закручивается вдоль оставшейся «тройки» к солисту. На следующие 2 такта они делают три шага к левой части сцены (для нее вперед, для него назад), одновременно с этим «тройка» делает несколько шагов по направлению к ним с одновременной волной из стороны в сторону, закручивает их и вся «пятерка» раскрывается в два крыла с солисткой посередине на «раз».

 

Одновременно с этим 6 маленьких девочек соединяются в сцепку в правой части сцены и мелкими переступаниями на полупальцах двигаются в сторону центра сцены на 4 такта, каждая смотрит в свою точку. На следующие 2 такта девочки наклоняются в сцепке по диагонали влево, и также на 2 такта «рассыпаются» по разным углам кувырком-перекатом с замахом, приходят в положение сидя на коленях, ноги на ширине плеч в разные точки сцены, перегиб справа налево. Фиксация точки (у всех индивидуальная поза) на «раз».

 

8 тактов у маленьких девочек в партере пауза, у старших детей 8 взмахов «крыльями», после 4 взмаха солистка делает один шаг вперед одновременно с пятым взмахом.

 

6 девочек исполняют комбинацию, встав спиной в образовавшийся круг.

 

Схема комбинации:

 

 «Раз» - ноги по II прямой позиции, ладонями по очереди (начиная с п.р.) закрываются уши, локти в стороны. «Два» - захват левой рукой правой руки и вытягивание влево двух прямых рук, левая нога опорная, правая сзади на полупальце, корпус разворачивается за руками. «Три» - pas chasse за п.н., руками круговое движение по направлению влево. «Четыре» - переход в выпад на правой ноге, л.р. на полу, п.р. смотрит наверх  в положении allonge, плечи развернуты вправо, голова за правой рукой. «Пять» - кувырок-перекат вправо, остановка на правом колене, вынос левой ноги на палец; п.р. на полу, л.р. наверху в положении allonge. «шесть» - пауза в позировке». Аналогичный перекат влево, «восемь» - падение через правый подъем на пол. «Раз, два» - перекат через правое плечо на коленях в т.1. «Три, четыре» - круговое движение руками влево, взгляд за руками. «Пять» - резкая точка, замах руками влево, вынос левой ноги вперед. «Шесть» - вращение по VI п. en dehor вправо, руки по I джазовой позиции, «Семь» - тур оканчивается в положение на правой опорной ноге в demi-plie в т.6, л.н. на пятке в т.2, наклон к ноге под лопатками, замах руками вправо. «Восемь» - правой ногой rond de jambe en lair через passe по VI п., разворот корпуса в т.7. «Раз» - п.н. сзади на полу на полупальце, л.н. опорная в demi-plie, п.р. обхватывает талию спереди, л.р. – со спины, кисти в кулаках., прогиб под лопатками, подбородок приподнят.

 

«Два, три, четыре» - перебежка в правую верхнюю часть сцены в т.2, рисунок «плотный зигзаг», ноги по II прямой позиции, грудная клетка и подбородок устремлены вперед. «Пять, шесть» - две «волны» вправо и влево с одновременными шагами соответственно п. и л. ногами. «Семь, восемь» - девочка, стоящая первой: круг п.р. сзади вперед, голова за работающей рукой, проведение п.р. по л.р., голова за руками, п.р. «выброс» в т.2, голова и корпус за рукой. Остальные пять девочек: начиная с п.р. круговые движения п и л. руками с drop, «вздох» корпусом в этом положении. «Раз, два» - первая девочка: взмах правой рукой вправо-влево 2 раза («прощание»), 5 девочек: повтор движения первой девочки на счет «семь, восемь». «Три, четыре» - вместе взмах правой рукой вправо-влево 2 раза. «Пять – восемь» - разбег за первой девочкой по кругу влево с последующим выстраиванием на нижней части сцены в рисунок комбинации ( две линии по три человека в шахматном порядке).

 

Параллельно с этой комбинацией 5 старших детей на 4 такта перемещаются в правую верхнюю часть сцены и, со словами «дождь, дождь», будто пытаются поймать капли дождя. Затем на следующие 4 такта они перебегают в левую верхнюю часть сцены. «Раз, два, три, четыре» - четыре «волны» влево и вправо с одновременными шагами соответственно п. и л. ногами, «пять, шесть» -  начиная с п.р. круговые движения п и л. руками с drop, «вздох» корпусом в этом положении.  «Семь, восемь» - круг л.р. сзади вперед, голова за работающей рукой, проведение л.р. по п.р., голова за руками, л.р. «выброс» в т.2, «раз, два» -  взмах левой рукой вправо-влево 2 раза. «Три» - tombe на п.н., л.н. на cou de pied, п.р. в I п., л.р. во II п. «Четыре» - прыжок «винт» с поворота в поворот, руки в положении «V». «Пять – восемь» - разбег на рисунок комбинации в верхнюю часть сцены (пять человек клином в линии, солисты посередине).

 

Схема общей комбинации (исполняют все участники):

 

«Раз» - мах правой ногой на ecarte вперед, л.р. через III п. опускается вниз, п.р. поднимается на в III п. на allongeв т.2. «Два» - выпад в т.6 на п.н. «Три» - круговое движение руками, шаг накрест л.н. в т.3, плечи развернуты в т.1, замах руками влево, голова повернута вправо, подбородок приподнят. «Четыре» - pas chasse вправо, круговое движение руками. «Пять» - переход на п.н., л.н. a la seconde на 90 градусов, корпус наклонен вправо, п.р. вытянута вправо. «Шесть» - «блинчик» влево, п.р. в III п., «семь» - шаг п.н. с сокращенной стопой в т.8, руки раскрываются в стороны, прогим в спине, «восемь» - releve на passe п.н., левая – опорная. Руки вытянуты вперед перед собой, кисти смотрят наверх. «Раз» - sissonne с правой ногой на passe в т.2, руки – «взмах крыльями». «Два» - п.н. в положение a la seconde на 90 градусов, корпус отклонен от ноги, руки – «взмах крыльями». «Три, четыре» - tour soutenu влево, п.р. в III п., «пять» - preparation к прыжку: ноги по II п. на полупальцах, руки по II п. allonge. «Шесть» - pas chasse c п.н., «семь, восемь» - прыжок-перекидной с п.н. на л.н. в т.2, круговое движение руками.  «Раз» - поворот влево, руки наверх. 4 такта - «расческа» 2 раза между 1 л. (6 девочек) и 2л. (5 детей) в т.2. «Раз, два» - перемещение в плотный рисунок в верхней правой части сцены (2 линии). «Три, четыре» -: круг п.р. сзади вперед, голова за работающей рукой, проведение п.р. по л.р., голова за руками, п.р. «выброс» в т., взмах правой рукой вправо-влево 2 раза. «Пять-восемь» - pas chasse, tour soutenu вправо, рука в III позиции. 2 такта – перемещение мелкими переступаниями назад в верхнюю часть сцены, расслабленный корпус сброшен вниз, руки опущены вниз. 4 такта – 2 шага вперед, sissonne с п.н. на passe, руками «взмах крыльями», перемещение танцевальным бегом вправо и влево за кулисы. Солисты делают несколько tour chaines вправо в т.1, остановка, ноги во II позиции, руки опущены вдоль тела, грудная клетка и взгляд устремлены вперед.