МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ДЕТСКАЯ ШКОЛА ТЕАТРАЛЬНЫХ ИСКУССТВ "БРАВО"

Методическая работа

педагог дополнительного образования Чувилькин М.Н.

Методические рекомендации родителям и старшим ученикам

 Краткий план анализа стихотворения

 

Примерный краткий план анализа лирического произведения (малой формы – стихотворения)

 

I. Особенности содержания.

 

1. Информация об авторе, о стихотворении, дать краткую творческую справку.

 

2. Какое место занимает стихотворение в творчестве автора, является ли типичным для него, почему.

 

3. Связь с биографией автора, прототипы и адресаты стихотворения.

 

4. Каков смысл названия стихотворения, эпиграфа.

 

5. Жанр стихотворения.

 

6. Идея (что хотел сказать автор), тема (о чём стихотворение).

 

7. Основная мысль, её развитие.

 

8. Эмоциональная окраска, эмоциональное воздействие.

 

9. Преобладание личностного или общественного в стихотворении.

 

10. Авторское «я», отождествляется ли автор и лирический субъект (герой).

 

11. Особенности композиции.

 

II. Особенности формы.

 

1. Размер, особенности ритмики.

 

2. Рифма и способы рифмовки.

 

3. Строфика.

 

4. Тропы:

 

 сравнение;

 

 эпитеты;

 

 метафоры;

 

 олицетворение;

 

— гиперболы;

 

— литоты;

 

 метонимия;

 

 синекдоха;

 

 перифраз;

 

 аллегория и др.

 

5. Стилистические фигуры:

 

— инверсия;

 

— повтор;

 

— параллелизм;

 

— градация;

 

— анафора;

 

— эпифора;

 

— многосоюзие;

 

— хиазм;

 

— плеоназм;

 

— риторическое восклицание;

 

— риторический вопрос и др.

 

6. Звукопись.

 

III. Образная система.

 

1. Основные образы.

 

2. Истолкование образов, личностное восприятие.

 

3. Характеристика лирического субъекта, сопоставление автора и лир. героя.

 

4. Литературные аллюзии.

 

5. Эволюция образа в творчестве автора.

 

Подробный план анализа стихотворения

 

Существует немало схем анализа лирического произведения. В некоторых более внимание уделено форме стиха, в других упор делается на смысловое наполнение. И в самом деле, универсального плана анализа стихотворения не существует. Всё зависит от цели анализа. Как правило, школьный анализ проще, чем вузовский. Предлагаемый план – один из наиболее полных и многоаспектных. Некоторые пункты плана можно заменить, либо поменять местами.

 

Краткая информация об авторе и стихотворении

 

Не нужно расписывать всю биографию автора – достаточно ограничиться теми фактами, которые имеют непосредственное отношение к анализируемому стихотворению. Дайте краткую историю создания стихотворения: когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано, где впервые опубликовано и т.д.

 

Жанр стихотворения

 

Определите жанр стихотворения. Перечислите признаки жанра. Ответь на вопросы: какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится стихотворение: романтизм, реализм, модернизм и т.д.

 

Анализ тематики и проблематики стихотворения

 

Определите основную тему стихотворения: любовь, ненависть, природа, свобода и т.д. Проблематика – совокупность проблем, поднимаемых в стихотворении. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.

 

Анализ сюжета и композиции

 

Кратко перескажите сюжет (если он есть). Является ли сюжет типичным, архетипным или оригинальным. В чем роль сюжетных элементов? Почему автор выбрал именно этот сюжет, как он согласуется с тематикой и проблематикой. Композиция стихотворения, ее соотношение со строфикой и сюжетом.

 

Анализ символики

 

Найдите символы в стихотворении и объясните, какую роль они играют в сюжете и фабуле. Если символов, на ваш взгляд, нет, найдите ключевые слова и объясните их значение. Обычно ключевые слова и символы взаимосвязаны.

 

Лирическое «я», лирический субъект, образ автора

 

Дайте оценку лирическому герою, совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще. Место лирического героя в системе персонажей.

 

Формальные признаки стихотворения

 

Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику. Является ли это стихотворение жанром твердой формы. Если это стилизация под хокку, античные жанры, верлибр или другой вид безрифменного стихосложения, то анализ рифмы не делается. Вы должны объяснить, почему автор прибег именно к такой форме стихосложения.

 

Стилистика

 

К стилистических средствам традиционно относят: тропы (эпитеты,метафоры, сравнения, олицетворение, ирония, аллегория, парафраз, гипербола и т.д.), фигуры (эпифора, анафора, градация, повторы, параллелизм и т.д.), звукопись. Уместно в этом разделе будет привести слова одной тематической группы (например, мебель: стул, стол, зеркало в стихотворении Бродского «Я обнял эти плечи и взглянул…»), которыеиграют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

 

Обычно этот раздел самый большой и подробный, при анализе ему следует уделить самое большое внимание. Символику также можно приводить здесь, «привязав» ее к стилистическим приемам.

 

Ваше личное отношение к прочитанному

 

Нужно дать вашу собственную оценку стихотворению. Только не низводите все до примитивного «нравится – не нравится». Ваши выводы должны быть в меру субъективны (это же ваше отношение), и в то же время аргументированы. Хорошо, если вы займете объективную позицию и выделите в равной степени достоинства и недостатки стихотворения.

 

 

 

Сатья "Обучение пению детей дошкольного возраста" Автор: Атежева Татьяна Григорьевна
Атежева Т.Г. Выступление на родительском
Microsoft Word документ 54.5 KB

Реализация технологии коллективной творческой деятельности на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования.

( из опыта  работы педагога дополнительного образования ДШТИ «Музыкальный театр «Браво» Ковалёвой Е.В.)

Педагогика  дополнительного образования  направлена     на   личностно-ориентированное  обучение,   на выработку индивидуальной  траектории  развития,   на создание    "ситуации успеха" для каждого ребёнка.  А  образовательный  процесс  в  дополнительном  образовании        вместе с тем     обеспечивает    информационную,     обучающую,     воспитывающую,        релаксационную  функции. 

Так, педагогу  дополнительного образования  помимо предметных методик  и технологий  по хореографии, необходимо владеть и  общепедагогическими технологиями.

Наиболее часто и результативно в образовательном процессе   мною применяется  технология коллективной творческой деятельности (авторы  И.П. Волков,  И.П. Иванов). Эта технология помогает  при совместных  с детьми подготовке и проведении  творческих, концертных, конкурсных  мероприятий, викторин, выставок, спектаклей.

 В основе технологии лежат организационные принципы:

·     социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

·     сотрудничество детей и взрослых;

·     эмоциональный подъём и творчество.

Цели технологии:

·     выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (танец, концертный номер, посещение спектакля, концерта, проведение экскурсии с последующим обсуждением и т.д.)

·     воспитание активной творческой личности, что способствует организации самостоятельной творческой деятельности ребёнка в перспективе

 

 

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, награждение, присвоение звания и др.

 

При  применении этой технологии я придерживаюсь  определённой последовательности действий:

•        формирую  и  ставлю  задачу 

(например, со старшеклассниками при подготовке к выпускному вечеру ставится комплексная задача подготовки выступления)

•        обсуждаю  объём  и  последовательности   действий  с группой обучающихся, которые участвуют в КТД (например, старшеклассники осуществляют подбор музыкального материала, потом проходит   совместное прослушивание и выбор, обсуждается идея и содержание номера.)

•        проводится непосредственная групповая и индивидуальная работа по подготовке к мероприятию, проверка  готовности  танцевальных   номеров, костюмов,  литературного  комментария,    видеоряда,  и т.д.

•        проведение репетиции в актовом зале

•        привлечение при необходимости  помощи родителей

•        проведение выступления

•        анализ педагога, обсуждение с обучающимися, выявление сильных и слабых сторон проведённого  коллективного творческого мероприятия

         При работе с детьми младшего школьного возраста применяю технологию коллективной творческой деятельности  при организации совместных с родителями и детьми массовых мероприятий, организации досуга, праздников. Например, поездка с детьми на мюзикл «Бременские музыканты», «Летучий корабль», поездка в г.Клин на фабрику новогодних игрушек готовились мною, родителями, детьми совместно, по окончании проводилось  обсуждение и анализ  проведённых мероприятий.

Также при подготовке хореографических групп к Новогодней театральной ёлке дети должны были индивидуально подготовить сообщение об истории  кукольного театра, о видах кукол и выступить перед коллективом. В этом случае проводилась совместная работа детей и родителей, были представлены интересные сообщения, модели разных кукол (марионетка, перчаточная кукла, тростевая и т.д.)

Обучающиеся среднего школьного возраста готовили сообщение об истории русского театра, о театрах Москвы, был совместный просмотр балета «Коппелия» с последующим обсуждением и иллюстрированием танцевальных этюдов.

Успешно проходят досуговые мероприятия, которые объединяют детей и родителей всех групп, например, зимнее мероприятие «Снежная баба», в котором дети разделились на группы и лепили свою скульптуру, дав ей название и защитив её театрализованным выступлением. Родители помогали детям в организации и поддержке. Педагог готовил награды, призы, проводил конкурсы. В финале названы победители, проводилось катание с горы, чаепитие, на котором каждая группа  представила приготовленную ею игру.

       При владении педагогом   технологией  коллективной творческой деятельности им успешно проводятся культурно-просветительские  мероприятия,  что способствует   выявлению  и  развитию  творческих способностей детей,  приобщению   их к социально-полезной   деятельности,  воспитанию  общественно-активной   личности.

Из опыта работы

педагога по вокалу

театрального отделения ДШТИ «МТ Браво»

Орловой Елены Аркадьевны.


ВОКАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ХОРЕ, АНСАМБЛЕ. НАЧАЛО ПУТИ.


  Пение является самым доступным видом музыкальной деятельности детей любого возраста. Любящие петь взрослые люди подтвердят — от пения улучшается настроение, хорошая песня объединяет, да и вообще, когда внутри тебя всё поет, то становится хорошо на душе. Поэтому как замечательно, что в обучении детей музыке, в целом, и пению в частности, в системе дополнительного образования, отводятся часы, прописываются программы по певческой деятельности, сочиняются замечательные песни. Только петь надо правильно и красиво. Для аналогии приведем пример: мы с вами пойдем на дискотеку и будет там ритмично двигаться под музыку, переминаясь с ноги на ногу, то к настоящим танцам (с положением рук, выворотностью ног, работой корпуса, с хореографическим номером) это не будет иметь никакого отношения. Также и в пении. Задушевная или задорная застольная песня, под аккомпанемент гитары, к вокалу имеет далекое отношение. И с первых уроков по сольному или ансамблевому, хоровому пению надо объяснять это ученикам. Объяснять, что, для того чтобы песня получилась красивой, чтобы голос лился, надо овладеть вокальной техникой, контролировать свой звук.


   И вот перед нами стоит ансамбль или хор, 15 детей, которые впервые пришли на занятие. Пришли они, не проходя отбора, просто по своему желанию. Многие из них не попадают в ноты, неверно интонируют простые мелодии. В таком коллективе первостепенной задачей является добиться чистого унисона. И начинается кропотливая работа по поиску заветного унисонного звучания, основы хорового пения.


   Распевание лучше начинать с закрытого звука (на закрытый рот - мычание). Если на урок пришла группа младших школьников, то они еще могут не знать, что такое мягкое нёбо, как его можно поднять, что такое гортань и как ее надо не поджимать и т.д. При работе с таким возрастом надо пользоваться аллегориями: «Зевните, ребята, почувствуйте холодок в голове, понюхайте розу». Важно в раннем возрасте сформировать навык легкого, по возможности, яркого головного звука. Со временем этот звук усилится, окрепнет, будет естественным образом совмещаться с грудным резонатором, поэтому умелое пользование головным резонатором необходимо прививать с первых шагов. Таков опыт и мировых оперных звезд, и педагогов, прослеживающих развитие своих вокальных подопечных. Как показывает практика, многие дети поют на горле, не задумываясь над этим. Есть звук - и ладно. Поэтому когда в процессе урока их голос начинает звучать «где-то во лбу», петь становится значительно легче, горло (гортань) перестает ощущаться, и дети быстро понимают разницу между правильным и неправильным звукоизвлечением. При поднятии звука в голову важно следить, чтобы голос не заваливался в затылок, а сохранял естественную близость. Если у ребенка природно высокая позиция звука, то и проблем с высокими

нотами быть не должно — они зазвучат свободно и близко (мечта всех взрослых вокалистов!). Если же позиция не такая высокая, то и диапазон будет ограничен. Но мы радуемся и тому, что наши ученики поняли, как петь головой, а не горлом.

 

  Теперь следующая задача: заставить зазвучать всю группу детей в унисон. 7-летние дети, как правило, очень непосредственны и честны. Если периодически их спрашивать, красиво ли получилась нота (имея в виду, получился ли унисон), они легко ответят правду. Ну, а если они отвечают не так, как вам бы хотелось, то это значит, что эталон звучания у детей еще не сформирован. Несколько занятий, на которых надо заострить внимание детей на хорошем и плохом звуке, и ребята будут безошибочно отвечать на этот несложный вопрос. Начиная с анализа «чисто-грязно», впоследствии переходим к ориентированию в местонахождении звука «в голове — на горле», «перед собой - в затылке» и т.д.

   

   Во время пения упражнений надо следить за положением тела ребенка: корпусом, головой, плечами. Так, задранная голова может указывать на плохое соединение головного и грудного регистров, на пение на горле, подтянутые вверх плечи свидетельствуют о неверном понимании большого, глубокого дыхания. Терпение, любовь и внимание к каждому ученику помогут наладить не только атмосферу на уроке, ваши взаимоотношения, но и привести коллектив к достижению новых ступеней. Даже создание унисона из группы ребят без выдающихся вокальных данных, подчас кричащих — это уже достижение. При пении с закрытым ртом можно поставить задачу брать звуки без «подъезда снизу», не тыкать их прямо, а брать их сверху, через верх, как будто накалывать звуки сверху. В распевке на букву «м» лучше петь 3 ноты вверх-вниз, обязательно подряд, чтобы дети учились их интонировать, а после соединять в одном резонаторном месте.

 

  После этого можно дать такое же упражнение открытым звуком. Выбор слогов, как правило, не большой: «лё», «йа», «ма». Но целью перехода пения на слоги должно стоять качество звука. Петь на слоги надо тем же звуком, в тех же резонаторных местах, что и с закрытым ртом. Распространенная ошибка: если на слог «м» получилось отстроить звук, то, добавляя слова, большинство детей (да и взрослых), начинают оформлять гласные и согласные звуки там, где привыкли это делать во время речи. А речь у нас обычно стоит и формируется ниже лба, той резонаторной точки, которую мы нашли с закрытым ртом.

 

  Когда ребята научатся в пении произносить слова по-иному, не так как в разговоре, выше, качество звучания сильно поменяется. Но, надо сказать сразу, что это очень тонкая работа, не все способны сразу ее схватить, понять. Тут на помощь приходит сам вид урока - хоровое, ансамблевое пение. Когда более способные ученики находятся рядом с другими, то невольно последние начинают прислушиваться и подстраиваться. Это приводит к тому, что через полгода в группе ребят появляется уже несколько человек, поющих правильным звуком. А, главное, сколько радости это приносит детям, ведь они понимают, что стали лучше петь! И педагогу хорошо: видя горящие глаза детей, приходит вдохновение и желание еще больше сделать для улучшения вокального роста учеников.

13 февраля 2013 года состоялась городская конференция «Из опыта работы учреждений дополнительного образования по организации учебно-воспитательного процесса с группами детей дошкольного возраста».

В конференции приняли участие директора, методисты и педагоги дополнительного образования города. Об опыте работы с дошкольниками в ДШТИ Браво, накопленным за многолетнюю историю существования подготовительного отделения – «Первый шаг», присутствующим рассказали директор Меркулова Надежда Владимировна и руководитель подготовительного отделения Зайцева Елена Николаевна.

Меркулова Надежда Владимировна

Директор ДШТИ «Браво»

 

Работа с дошкольниками

в условиях Детской школы театральных искусств.

 

1. О Детской школе театральных искусств.

Детская школа театральных искусств ведёт свою историю с 1998 года, когда на базе театрального кружка, работавшего в Королевской средней школе №3, было создано учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей». Ведущим коллективом Центра с самого начала стал Музыкальный театр «Браво».

Театральное творчество – замечательная основа для воспитания детей любого возраста. Три основных предмета, необходимые артисту музыкального театра – вокал, танец и актёрское мастерство, стали основными учебными дисциплинами Центра.

Дошкольники появились у нас с момента организации учреждения. Тогда театр существовал уже 4 года, были большие достижения и планы, и мы понимали, что для того чтобы вырастить «синтетического» актёра, актёра который умеет всё, надо воспитывать и учить его с самого раннего детства. Поэтому, когда мы получили наше первое помещение на ул. Мичурина, мы сразу набрали группы дошкольников. Следовательно, опыт работы с маленькими артистами – уже 15 лет. Результаты этой работы в разные голы нашего существования были различны, но всегда в основном успешны и востребованы. Поэтому и в нашем новом здании на ул. Исаева (куда мы въехали в 2001 году) работа в дошкольных группах была продолжена.

 

В 2011 году наш Центр был преобразован в монопрофильное учреждение дополнительного образования – Детскую школу театральных искусств. Это не изменило нашего отношения к работе с дошкольниками. На сегодняшний день мы имеем 15 групп подготовительного отделения, которые работают в двух зданиях: на улице Мичурина и на улице Исаева, причём есть группы утренние (в них занимаются дети, не посещающие детские сады) и вечерние (дети приходят на занятия после посещения детского учреждения). Цели и задачи в разных группах имеют свои особенности.

 

2. Своеобразие работы с дошкольниками в подготовительном отделении ДШТИ.

И вообще, работа с дошкольниками в стенах такого учреждения, как Детская школа театральных искусств, весьма своеобразна. С самого начала работы нам было понятно, что не стоит дублировать детский сад и существующие в большом количестве группы гармонического развития. Поэтому мы настаивали и настаиваем, что только дисциплины Музыкального театра могут найти место в нашем учреждении. Надо сказать, что часто не просто было объяснить родителям, что подготовки к школе у нас не предполагается. Тем более ценно то, что «Первый шаг» у нас – самая востребованная студия, маленьких детей, желающих заниматься театральным искусством всегда много.

 

Но в утренних группах, где дети не посещают детские сады, мы стараемся компенсировать необходимый объём знаний на наших занятиях. В расписании этих групп, кроме вокала, танца и театральной игры, есть изобразительное искусство, в некоторых группах - развитие речи.

 

Для всех детей мы стараемся находить новые формы работы. Наши лучшие находки – это праздники, ставшие традицией: «Приём у Прекрасной Дамы» (так проходит День защитника Отечества), «Модный приговор(Международный женский день), Литературный праздник.

 

Особого внимания заслуживают Новогодние праздники, которые являются большим коллективно-творческим делом для двух отделений Школы: театрального и подготовительного. В этих праздниках в качестве артистов всегда участвуют все педагоги. Трудности в нашей работе прибавляет и то, что наши помещения очень не велики. Поэтому мы используем не одну комнату, не один зал на любом празднике – всё помещение становится сценой. Это тем более ценно, что на этой сцене идут спектакли настоящего дошкольного театра, он так и называется «Кроха» и ему уже 15 лет. Более двенадцати спектаклей были сыграны за эти годы. Назовём лишь несколько: опера «Муха-цокотуха», мюзикл «Репка», театрализованная программа «В поисках синей птицы», «Путешествие в Лукоморье». Всегда в них звучит пение, всегда исполняются сольные и коллективные танцевальные номера.

 

А с декабря 2012 года по просьбам населения мы впервые открыли дошкольные группы в хореографическом отделении «Музыкального театра «Браво».

 

Выпускники «Первого шага» продолжают своё обучение в театральном и хореографическом отделении ДШТИ. В 7 лет дети уже имеют начальные знания по основным предметам и, главное, опыт выступлений на сцене.

Работа подготовительного отделения Детской школы театральных искусств. Проблемы и перспективы»
Зайцева Е.Н. работа подготовительного от
Microsoft Word документ 24.4 KB